Кризис религиозности как культурфилософская проблема в работах Б.П. Вышеславцева 1920–1930-х годов
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-2-60-69Ключевые слова:
русская религиозная философия, Б.П. Вышеславцев, христианство, кризис культуры, кризис религии, безрелигиозноеАннотация
В статье рассматривается поставленная русским философом Б.П. Вышеславцевым проблема религии и безрелигиозного как основание его культурфилософской концепции. В работе определяется культуркритическая позиция Вышеславцева, сформулированная им в ключевых статьях 1920–1930-х гг.
Автор статьи рассматривает мысль Вышеславцева как симптоматичную для
эпохи, сравнивая ее с размышлениями авторов журнала «Путь», их культуркритикой и анализом кризиса религии. Выдвигается тезис, что в дискуссиях на страницах журнала «Путь» Вышеславцев активно развивает дискурс о кризисе религиозности, опираясь на ранее высказанные им суждения о причине кризиса культуры в программной статье «Религия и безрелигиозное». Русский философ указывает на одну из ключевых ошибок современной ему эпохи. По его мнению, она заключается в поисках разрешения кризиса культуры в политической, экономической или социальной областях, в то время как его преодоление связано с решением проблемы духовно-этического основания жизни. Этим основанием выступает кризис религии, проявляющийся в распространении в современном обществе безрелигиозного сознания и десакрализации культурных сторон его жизни. В работе представлен философский анализ Вышеславцевым кризисных явлений культуры, выявлены его основания и способ описания через проблему наследования христианской традиции, изменения ее сакрального ядра и ценностной иерархии культуры. По мнению автора исследования, философскую тематизацию кризиса религиозности, проведенную Вышеславцевым, необходимо рассматривать в общей логике развития темы кризиса культуры, поставленной европейскими и русскими философами в первой половине ХХ в. В статье обосновывается тезис, что мысль Вышеславцева, являясь частью белоэмигрантской традиции, близка трактовке кризиса религии как первопричины иных кризисов эпохи у ведущих участников религиозно-философских дискуссий этого периода и составляет единое проблемное поле.