Большие данные на занятиях по философии и этике

Авторы

  • В.В. Шляпников Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Санкт-Петербург, 196105, Московский просп., д. 149.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-195-205

Ключевые слова:

большие данные, этика данных, дидактическая подготовка больших данных

Аннотация

Поскольку цифровая трансформация распространяется на все большее чис­ло сфер жизни, обработка и анализ информации с помощью больших дан­ных являются краеугольным камнем происходящих изменений. Манипуля­тивный потенциал больших данных все чаще порождает общественные дискуссии об этических последствиях для личности и общества. Это свиде­тельствует о необходимости повышения осведомленности людей, особенно молодежи, по этому вопросу. Современные молодые люди, как правило, проводят большое количество времени во взаимодействии с различными цифровыми устройствами и технологиями. Но ответ на вопрос, знают ли они, какие данные собирают их гаджеты и что можно сделать с этими дан­ными, обычно представляет собой смесь невежества и незаинтересованно­сти. Отсюда и вытекает мотивация дать молодым людям возможность все­сторонне и разнообразно размышлять о последствиях обработки больших объемов данных в современном обществе. Целью данной работы является дидактическая подготовка больших данных в качестве темы занятий по фи­лософии и этике. Методический трехступенчатый подход, включающий технологические основы, этический анализ и дидактическую практику, ис­следует вопрос о том, как можно достичь этой цели. Он показывает, что, понимая технические и этические аспекты и используя конструктивист­скую теорию обучения, можно осуществить методическую разработку за­нятия для использования в учебном процессе. Сложность феномена больших данных обусловлена быстро меняющимися обстоятельствами и требует обучающих примеров. Данную работу можно рассматривать как вклад в даль­нейшие дидактические исследования в области этики больших данных.

Опубликован

2025-01-19

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2025. Большие данные на занятиях по философии и этике. Вопросы философии. 1 (Jan. 2025), 195–205. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-195-205.