Идеология освобождения животных и «вина» христианства Часть III: Альтернативы либерационизму

Авторы

  • А.В. Карабыков Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, 295007, просп. Академика Вернадского, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-174-185

Ключевые слова:

этика обращения с животными, антропоцентризм, трансгуманизм, энвайронментализм, экология, ценности

Аннотация

Завершается критический анализ тезиса о вине христианства за угнетение животных на Западе, который развивает Питер Сингер и ряд других идеоло­гов «освобождения» животных. В начале перечислены изъяны либерацио­нистского подхода, делающие их решение указанной проблемы сомнитель­ным. К таковым относится неустранимость антропоцентризма, несмотря на заявляемое его отвержение, утопичность финальных целей этого движе­ния и неучет экологического контекста, кардинально обусловливающего об­щее благополучие животных. Затем рассматриваются альтернативные под­ходы: трансгуманистский и энвайронменталистский. Поскольку в первом развиваются тенденции, присущие либерационизму, признается их идейное родство. Второй подход действительно альтернативен им обоим. Анализиру­ются его основополагающие принципы: холизм, эко- и биоцентризм, эгали­таризм жизненных форм. Выявляются его недостатки, которые сопряжены по преимуществу с его антигуманным пафосом и практической неэффектив­ностью. В конце даются контуры альтернативы, развиваемой в свете христи­анского мировоззрения, на почве которого может строиться реалистичная нешовинистическая политика в сфере обращения с животными.

Опубликован

2025-01-19

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2025. Идеология освобождения животных и «вина» христианства Часть III: Альтернативы либерационизму. Вопросы философии. 1 (Jan. 2025), 174–185. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-174-185.