Философ vs богослов: о компромиссе Филиппа Меланхтона в отношении к Божьей благодати
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-164-173Ключевые слова:
Меланхтон, Прецептор, Лютер, Эразм, философия, богословие, благодать, разум, наука, религияАннотация
Статья посвящена исследованию взаимодействия философских и богословских принципов в научном познании мира немецкого реформатора, в России до последнего времени был малоизвестен. Обозревая пеструю картину разнородных суждений о принадлежности ученого к философии или теологии, автор в мировоззрении Меланхтона выявляет его понимание истины в антропологическом смысле, подтверждая это тем, что ученый видел в человеке, наделенном мощным и справедливым (подобно Высшему существу) разумом, обладавшим эвристическими качествами, способность не только добиваться Божественной благодати, но и достигать ее собственными заслугами. Благодаря этому этика библейской теологии во время одного из самых знаковых периодов в истории церкви – лютеровской Реформации – вынуждена была найти контакты с моральной философией, обогащенной натурфилософскими открытиями. В выявлении двух разных типов меланхтианского познания мира (философского и богословского), объединенных на основе возвышенной морали, раскрывается новизна работы.