Серебряный век между творческим экспериментом и откровением: эстетический трактат Николая Евреинова
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-140-151Ключевые слова:
Николай Евреинов, Серебряный век, эстетические поиски, художественный эксперимент, театральная традиция, философия искусства, откровениеАннотация
Настоящая статья посвящена эстетическому наследию Н.Н. Евреинова, его поиску новых форм художественной выразительности и смысла искусства в культуре Серебряного века. В статье обсуждаются синкретические истоки театральной и теоретической эстетики Н. Евреинова, выявляется общность его творческого поиска с интеллектуальными процессами русской и европейской культуры модернизма. В центре внимания автора – поздний теоретический трактат Н.Н. Евреинова «Откровение искусства». Философский анализ трактата позволяет актуализировать более ранние опыты творчества театрального режиссера в контексте теории и практики художественного модернизма. Выдвигается тезис о генетическом родстве художественных идей Н. Евреинова с различными философскими течениями русской и европейской культуры рубежа XIX–XX вв., а также о взаимосвязи его эстетической теории с философскими концепциями З. Фрейда, К. Юнга, А. Бергсона, Н. Федорова, Вяч. Иванова, А. Белого, Н. Бердяева, С. Франка. Анализируются основные темы трактата с точки зрения общей логики формирования философско-эстетической системы Евреинова. Концептуализации подвергается философский словарь, понятия «искусство» и «откровение», составляющие теоретическую рамку трактата. Прослеживается линия преемственности между дореволюционными художественными опытами и эмигрантским периодом творчества Н. Евреинова, оценивается влияние экзистенциальной мысли на его представления о творчестве человека. Выявляются философско-антропологические и метафизические аспекты трактата. Трактат предлагается интерпретировать как интеллектуальный феномен русского модернизма, который открывает для творческой личности возможность и художественного эксперимента, и сакрализации эстетического в практике искусства. Такой подход позволяет проследить эволюцию ранней идеи Н. Евреинова о театрализации жизни, определить способы ее эстетической теоретизации в контексте философской культуры России и Европы первой трети ХХ в.