Модульность (атомизм) классического знака как помеха. О принципиальном различии когнитивного и знакового процессов
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-96-105Ключевые слова:
смыслообразование, содержание, значение, смысл, знак, слово-содержащий акт, текст, язык, семиотическое воздействие, когнитивный процесс, знаковый процессАннотация
В основании классического понимания знака лежит атомизирующее восприятие его как «модуля» – единства формы и значения. Знак фактически рассматривается как предмет, наделенный автономными смыслопорождающими свойствами, возможностью производить автономное действие. Опасность модульного («атомизирующего») подхода при анализе знако-содержащих процессов состоит в том, что для его подтверждения (оправдания) мнимо-автономный («волшебный») знак укореняется в сознании, интегрируется в механизмы его работы. На основе постулированного тождества мысли и знаковой формы возникают понятия «язык», языковая картина мира, «какое-то-язычное» сознание, семантика отдельного знака (слова) и др. Между тем единственно возможным источником смыслообразования в знако-содержащем, в том числе слово-содержащем, акте является семиотический актор, производящий попытку произвести изменения (новации) внешнего когнитивного состояния. В основе его осознанных (в том числе семиотических) действий лежат непричастные знакам личные когнитивные состояния (ср. квалиа). Концепция акционального («воздейственого») семиозиса вносит коррективы в понимание языка, знака, текста.