Модульность (атомизм) классического знака как помеха. О принципиальном различии когнитивного и знакового процессов

Авторы

  • А.В. Вдовиченко Институт языкознания РАН, Москва, 125009, Большой Кисловский пер., д. 1, стр. 1; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Москва, 115184, ул. Новокузнецкая, д. 23Б.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-96-105

Ключевые слова:

смыслообразование, содержание, значение, смысл, знак, слово-содержащий акт, текст, язык, семиотическое воздействие, когнитивный процесс, знаковый процесс

Аннотация

В основании классического понимания знака лежит атомизирующее вос­приятие его как «модуля» – единства формы и значения. Знак фактически рассматривается как предмет, наделенный автономными смыслопорождаю­щими свойствами, возможностью производить автономное действие. Опас­ность модульного («атомизирующего») подхода при анализе знако-содержа­щих процессов состоит в том, что для его подтверждения (оправдания) мнимо-автономный («волшебный») знак укореняется в сознании, интегри­руется в механизмы его работы. На основе постулированного тождества мысли и знаковой формы возникают понятия «язык», языковая картина ми­ра, «какое-то-язычное» сознание, семантика отдельного знака (слова) и др. Между тем единственно возможным источником смыслообразования в зна­ко-содержащем, в том числе слово-содержащем, акте является семиотиче­ский актор, производящий попытку произвести изменения (новации) внеш­него когнитивного состояния. В основе его осознанных (в том числе семиотических) действий лежат непричастные знакам личные когнитивные состояния (ср. квалиа). Концепция акционального («воздейственого») се­миозиса вносит коррективы в понимание языка, знака, текста.

Опубликован

2025-01-19

Выпуск

Раздел

Атомизм и мировая культура

Как цитировать

[1]
2025. Модульность (атомизм) классического знака как помеха. О принципиальном различии когнитивного и знакового процессов. Вопросы философии. 1 (Jan. 2025), 96–105. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-96-105.