Единство этики и философской антропологии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-75-85Ключевые слова:
этика, философская антропология, мораль, ценности, предельные вопросы, бытие, метафизика, наука, мир, познаниеАннотация
В статье показывается, что, отвечая на предельные метафизические вопросы бытия о жизни, смерти, счастье, свободе, труде в его неутилитарном значении и т.д., человек обнаруживает причины, согласно которым он должен быть моральным, что мораль дает для улучшения качества его жизни. Сюда включаются представления о самореализации, ориентации жизни на высшие ценности, достижение совместно разделенных с другими людьми целей. При этом мораль через оценки окружающих и общества в целом оказывается способной показать уникальность и значимость той деятельности, которую осуществляет человек. Мы демонстрируем, что человек постоянно расширяет свой взгляд на мир, создает философские конструкции метафизического характера, то есть пытается сформулировать общие представления о мире, которые в дальнейшем стимулируют научный поиск. То же самое расширение взгляда на мир, по существу, происходит при сравнении разных моральных теорий, обобщении разных жизненных практик. При анализе феномена смерти мы показываем, что смерть, с одной стороны, задает такой масштаб жизни, который соотносится с отпущенным человеку временем. Но, с другой стороны, человек не может постоянно думать о смерти, ибо суть его бытия заключается в такой активности, которая связана с реализацией совместно разделенных с другими людьми целей. Рассматриваются условия формирования моральных кодексов, показывается, что кодифицирование ряда отношений людей как формализованных моральных форм коммуникациии не отрицает свободы морального выбора и личной моральной ответственности.