Философия образования и цифровой мир: стратегии обращений

Авторы

  • А.А. Грякалов Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, д. 48.
  • А.А. Воскресенский Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, д. 48.
  • С.А. Мартынова Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 191186, наб. р. Мойки, д. 48.
  • К.А. Ермилов Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, 191023, наб. канала Грибоедова, д. 30–32А.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-63-74

Ключевые слова:

социализация, философия образования, цифровая реальность, экзистенциалы детства, троллинг, константы жизни, субъект-свидетель, ответственность

Аннотация

В статье обоснована значимость проектной модели отношений философии образования и процессов цифровой реальности. Исследованы пределы по­зитивных и негативных воздействий цифровых процессов на социализацию и образование. Критически проанализированы эффекты троллинга, нега­тивно воздействующего на формирование смысловых и ценностных ориен­тиров социализации, образования и воспитания. Экзистенциалы детства рассмотрены в целостном видении органических и символических смыс­лов. Обращение к всеобъемлющему космосу детства предстает как поиск устойчивых констант существования, а субъект-свидетель – как диагност и ответственный прогностик процессов социализации. Для построения обоснованной системной модели образования необходимо учесть смысло­вые константы и ценности традиции, с одной стороны, а с другой – опреде­лить доминирующие силы и процессы, происходящие в актуальной ком­муникативной среде с особым вниманием к цифровому миру. Такой ход возможен только в пределах философского знания с его вниманием к соци­альной онтологии и процессам символической реальности. Соответствую­щим образом следует определить субъектность и субъективность действую­щих агентов образования на предмет возможностей диалога традиций и актуальной современности. Конструктивным здесь оказывается обраще­ние к содержательной фигуре субъекта-свидетеля с его возможностью при­нимать ответственные решения вопросов социализации и образования.

Опубликован

2025-01-19

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2025. Философия образования и цифровой мир: стратегии обращений. Вопросы философии. 1 (Jan. 2025), 63–74. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-63-74.