Философия образования и цифровой мир: стратегии обращений
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2025-1-63-74Ключевые слова:
социализация, философия образования, цифровая реальность, экзистенциалы детства, троллинг, константы жизни, субъект-свидетель, ответственностьАннотация
В статье обоснована значимость проектной модели отношений философии образования и процессов цифровой реальности. Исследованы пределы позитивных и негативных воздействий цифровых процессов на социализацию и образование. Критически проанализированы эффекты троллинга, негативно воздействующего на формирование смысловых и ценностных ориентиров социализации, образования и воспитания. Экзистенциалы детства рассмотрены в целостном видении органических и символических смыслов. Обращение к всеобъемлющему космосу детства предстает как поиск устойчивых констант существования, а субъект-свидетель – как диагност и ответственный прогностик процессов социализации. Для построения обоснованной системной модели образования необходимо учесть смысловые константы и ценности традиции, с одной стороны, а с другой – определить доминирующие силы и процессы, происходящие в актуальной коммуникативной среде с особым вниманием к цифровому миру. Такой ход возможен только в пределах философского знания с его вниманием к социальной онтологии и процессам символической реальности. Соответствующим образом следует определить субъектность и субъективность действующих агентов образования на предмет возможностей диалога традиций и актуальной современности. Конструктивным здесь оказывается обращение к содержательной фигуре субъекта-свидетеля с его возможностью принимать ответственные решения вопросов социализации и образования.