Концепции времени в индийской философии и их связь с философией науки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-171-182Ключевые слова:
индийская философия, время, концепция, Упанишады, вайшешика, адвайта-веданта, буддизм, философия наукиАннотация
В статье осмысливаются представления о категории времени в классической индийской философии. Подчеркиваются особенности индийской интеллектуальной традиции, анализируется способ мышления и выстраивания временных концепций в индийских философских школах, приводятся их различные интерпретации понятия «время». Прослеживается эволюция понятия времени от ранних Упанишад до оформленных философских школ зрелого Средневековья. Время как философская категория появляется лишь в поздних Упанишадах и далее развивается как абстрактная категория, в зависимости от понимания которой формируются два противоположных направления: субстанциализм и антисубстанциализм. Показывается, каким образом эти направления реализуются в различных школах индуизма и буддизма, а также какие источники это подтверждают. Освещается процесс рецепции индийских представлений о времени в западноевропейской философии и делается вывод о необходимости взаимообмена между различными культурно-философскими традициями для формирования более полной картины о сущности времени. Анализируется разнообразие подходов отечественных и западных философов и физиков к проблеме включения индийского философского наследия в современный темпоральный дискурс и постулируется необходимость расширения этого дискурса за счет взаимного подкрепления независимых традиций мышления