Концепции времени в индийской философии и их связь с философией науки

Авторы

  • И.А. Рыбакова Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-171-182

Ключевые слова:

индийская философия, время, концепция, Упанишады, вайшешика, адвайта-веданта, буддизм, философия науки

Аннотация

В статье осмысливаются представления о категории времени в классиче­ской индийской философии. Подчеркиваются особенности индийской ин­теллектуальной традиции, анализируется способ мышления и выстраива­ния временных концепций в индийских философских школах, приводятся их различные интерпретации понятия «время». Прослеживается эволюция понятия времени от ранних Упанишад до оформленных философских школ зрелого Средневековья. Время как философская категория появляется лишь в поздних Упанишадах и далее развивается как абстрактная категория, в за­висимости от понимания которой формируются два противоположных на­правления: субстанциализм и антисубстанциализм. Показывается, каким образом эти направления реализуются в различных школах индуизма и буд­дизма, а также какие источники это подтверждают. Освещается процесс ре­цепции индийских представлений о времени в западноевропейской филосо­фии и делается вывод о необходимости взаимообмена между различными культурно-философскими традициями для формирования более полной картины о сущности времени. Анализируется разнообразие подходов оте­чественных и западных философов и физиков к проблеме включения ин­дийского философского наследия в современный темпоральный дискурс и постулируется необходимость расширения этого дискурса за счет взаим­ного подкрепления независимых традиций мышления

Опубликован

2024-12-04

Выпуск

Раздел

Философия Индии

Как цитировать

[1]
2024. Концепции времени в индийской философии и их связь с философией науки. Вопросы философии. 12 (Dec. 2024), 171–182. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-171-182.