Каталоги добродетелей и стратегический имморализм: двуполярная этика «Нитисары» Камандаки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-159-170Ключевые слова:
этика, благо, зло, добродетели, каталоги добродетелей, политические стратегии, цели человека, дхарма, Камандаки, МакиавеллиАннотация
В статье впервые предпринимается введение в контекст компаративной этики рекомендаций «практикующему монарху» в традиции классической индийской политологии на материале малоизученного, но первостепенно важного для этой традиции стихотворного трактата Камандаки «Нитисара» (ок. VII в.). Рассмотрение представленных в тексте каталогов добродетелей позволяет установить наличие прямых коррелятов не только платоновской (ставшей и общеантичной) системе кардинальных добродетелей, но и аристотелевскому отделению интеллектуальных добродетелей от этических, и в обоих случаях демонстрируются также и специфические различия (одно из которых – приоритетное место сдержанности в списках Камандаки и таковое место рассудительности в античной системе). Сопоставление же казусов прагматической вседозволенности у Камандаки и Никколо Макиавелли приводит к осмыслению того, что если у флорентийского политолога зло состоит в противоречии с благом (хотя и допускается), то у «индийского Макиавелли» самого этого противоречия нет, так как и добродетели, и прямые устранения их располагаются всего только в разных отсеках вечной дхармы, санкционирующей равным образом и одно и другое для решения практических задач монарха