«Деструкция» традиции в работах Хайдеггера до «поворота»
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-148-158Ключевые слова:
М. Хайдеггер, феноменология, онтология, деструкция, традиция, бытие, история, метод, фактичная жизньАннотация
В статье рассматривается формирование и развитие концепции феноменологической деструкции от ранних лекционных курсов Хайдеггера до «Бытия и времени». Исследуется введение термина «деструкция» в лекционных курсах 1920-х гг. («Основные проблемы феноменологии», «Феноменология созерцания и выражения», «Введение в феноменологию религии», «Августин и неоплатонизм»). На первоначальном этапе введения термина
Хайдеггер понимает деструкцию в двух смыслах. Деструкция как «феноменологическая критика» относится к способу критического анализа конкретных философских позиций путем прослеживания их основной проблематики в интеллектуальной истории. Деструкция во втором смысле представлена как неотъемлемый элемент феноменологического метода, позволяющий лишить общеупотребительные понятия и выражения того покрова самоочевидности, который они приобрели, и вновь раскрыть то, что является «подлинным» в традиционных категориях. Анализируется взаимосвязь между деструкцией и хайдеггеровской интерпретацией истории. Историчность Dasein, фундирующая способы присвоения традиции, рассматривается как предпосылка деструкции. Показывается, что критика Хайдеггера направлена не на традицию, а на способы присвоения традиции современным интеллектуальным дискурсом. В «Бытии и времени» деструкция обеспечивает аутентичные способы доступа к феноменам, включает в себя попытку высвободить возможности из прошлого ради будущего