«Деструкция» традиции в работах Хайдеггера до «поворота»

Авторы

  • С.А. Коначева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, 125993, Миусская пл., д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-148-158

Ключевые слова:

М. Хайдеггер, феноменология, онтология, деструкция, традиция, бытие, история, метод, фактичная жизнь

Аннотация

В статье рассматривается формирование и развитие концепции феномено­логической деструкции от ранних лекционных курсов Хайдеггера до «Бы­тия и времени». Исследуется введение термина «деструкция» в лекционных курсах 1920-х гг. («Основные проблемы феноменологии», «Феноменоло­гия созерцания и выражения», «Введение в феноменологию религии», «Ав­густин и неоплатонизм»). На первоначальном этапе введения термина
Хайдеггер понимает деструкцию в двух смыслах. Деструкция как «феноме­нологическая критика» относится к способу критического анализа конкрет­ных философских позиций путем прослеживания их основной проблематики в интеллектуальной истории. Деструкция во втором смысле представлена как неотъемлемый элемент феноменологического метода, позволяющий ли­шить общеупотребительные понятия и выражения того покрова самооче­видности, который они приобрели, и вновь раскрыть то, что является «под­линным» в традиционных категориях. Анализируется взаимосвязь между деструкцией и хайдеггеровской интерпретацией истории. Историчность Dasein, фундирующая способы присвоения традиции, рассматривается как предпосылка деструкции. Показывается, что критика Хайдеггера направле­на не на традицию, а на способы присвоения традиции современным ин­теллектуальным дискурсом. В «Бытии и времени» деструкция обеспечива­ет аутентичные способы доступа к феноменам, включает в себя попытку высвободить возможности из прошлого ради будущего

Опубликован

2024-12-04

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2024. «Деструкция» традиции в работах Хайдеггера до «поворота». Вопросы философии. 12 (Dec. 2024), 148–158. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-12-148-158.