О 32 небесах, граде Сюань-ду и Подземном узилище: космология даосской школы Линбао (по материалам «Ду жэнь цзин с четырьмя комментариями»)

Авторы

  • И.В. Белая Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12; Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, 117997, Нахимовский пр., д. 32.
  • П.С. Дудников Восточный факультет СПбГУ, Санкт-Петербург, 199034, Университетская наб., д. 11.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-185-201

Ключевые слова:

Китай, даосизм, школа Духовной драгоценности (Линбао), «Ду жэнь цзин», космология, Южный дворец, Фэн-ду (Фэнду)

Аннотация

Статья посвящена космологическому аспекту даосского учения Линбао (школы Духовной драгоценности) – одного из ключевых и вместе с тем сла­бо изученных направлений в истории религиозного даосизма. Появившись в начале V в., линбаоские тексты отличались развернутыми космографиче­скими концепциями, а также системой индивидуальных и общинных ритуа­лов, подведенных под составляющие космологического учения. В качестве источника по космологическим воззрениям школы Линбао была рассмотре­на «Книга-основа, которая переводит на берег [Спасения]» («Ду жэнь цзин»), а также четыре комментария к ней, относящиеся к V–VIII вв. На ос­новании данного памятника и его ранней комментаторской традиции дается обзор основных составляющих мироздания, выделявшихся в линбаоской доктрине: 32 неба, высшие небесные сферы, Подземное узилище. Делаются выводы о наличии таких акцентов, характерных для космологических опи­саний в «Ду жэнь цзин» и в комментариях, как длительность индивидуаль­ного подвижничества на стезе Дао; перерождение на более высоких небе­сах как воздаяние за накопленные заслуги; опора на властвующую во всех уголках космоса небесную администрацию

Опубликован

2024-11-04

Выпуск

Раздел

Философская мысль Китая

Как цитировать

[1]
2024. О 32 небесах, граде Сюань-ду и Подземном узилище: космология даосской школы Линбао (по материалам «Ду жэнь цзин с четырьмя комментариями»). Вопросы философии. 11 (Nov. 2024), 185–201. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-185-201.