Аким Волынский как космист
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-123-133Ключевые слова:
история философии, русская философия, русский космизм, философия общего дела, Николай Федоров, Аким ВолынскийАннотация
В статье анализируется оригинальная концепция космизма Акима Волынского – известного искусствоведа и философа конца XIX – начала XX в., ранее не причислявшегося к русским космистам. Большой поклонник Н.Ф. Федорова (известно его выражение «в одном Федорове – искупление всех грехов и преступлений русского народа»), Волынский тем не менее подверг критике основные постулаты учения «московского Сократа». Федоровский принцип регуляции природы он считал опасным и неприемлемым, идею «трудового воскрешения предков» – чистейшим позитивизмом, апофеозом западного технократизма. По мнению Волынского, концепция Федорова, обращенная в прошлое, не предполагает появления нового, роста «культурной пирамиды». Западу с его склонностью вмешиваться в ход вещей природы он противопоставляет Восток, склонный к медленному и планомерному духовному преображению действительности. Волынский уверен, что Всеобщее воскресение грядет, но оно будет дарованно «благодетельным ходом космических сил». Человек станет бессмертным не в результате всемирного технологического проекта, а когда произойдет полное одухотворение материи. Предвосхищая идеи современных трансгуманистов, Волынский предсказывает, что человек преобразится в некую информационную или энергетическую сущность («пучок света»), которая будет существовать одновременно во всех временах – это и будет всеобщим воскресением. Цель статьи – восполнить картину становления русской философской мысли