О методологии философско-исторических исследований больших общественных процессов
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-62-73Ключевые слова:
история, философия, право, литература, советское, старое, новое, человек, массы, методология, общественный процессАннотация
Господствовавшая в недавнем советском прошлом методологическая установка, согласно которой вождь на основе «единственно верного учения» организует толпы-массы и целенаправленно с его помощью направляет или даже продуцирует общественный процесс, в постсоветской исторической науке начинает оспариваться конкурирующей установкой о ведущей роли в истории психологии массы-толпы. Согласно ей, большие общественные перемены являются результатом не только (или не столько) идей вождя, сколько материализацией привычек, эмоций, слухов и фантазий, которые присущи массам и которые угадывает, анализирует и использует овладевающий массой вождь. В статье анализируются обе установки и выдвигается гипотеза о том, что в исследованиях революционной практики В. Ленина (от 1917 г. и до конца 1920-х гг.) методологически оправданно двигаться не только исходя из марксистского учения, но и из соотнесенной с ним психологии масс (первый революционный этап). Однако в следующей исторический период (от начала 1930-х и до начала 1950-х гг.) происходит, во-первых, ослабление влияния марксизма-ленинизма и, во-вторых, имеет место существенная перемена психологии масс, связанная с уничтожением «старого» и появлением «нового советского человека»