Прагмасемантическое априори – условие возможности высказывания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-11-51-61Ключевые слова:
Иммануил Кант, Мишель Фуко, Поль Грайс, историческое априори, прагмасемантическое априори, высказываниеАннотация
В развитие предложенного Мишелем Фуко понятия «историческое априори», мы предлагаем концепцию прагмасемантического априори как детерминирующего условия возможности высказываний. Историческое априори «Слов и вещей» предназначено локализовать познающую систему во времени. В «Археологии знания» это возможность высказываний в составе дискурса и дискурсивных практик. Представляется уместным предложить собственно лингвистическое развитие этой концепции. Прагмасемантическое априори позволяет перейти к Я-говорящему, обреченному на производство контекстно-зависимых высказываний. Еще Гумбольдтом были выделены параметры высказывания – это Я и определяемые относительно него: Ты – Здесь – Сейчас (говорящий, адресат, время и место производства высказывания). Относительно этих координат и благодаря им создаются условия осмысленности и истинности (достоверности) высказывания. В дополнение к этому из максим релевантности и качества (П. Грайс) следует, что при их соблюдении в пределах данного речевого акта могут порождаться только достоверные высказывания. Создание контекста высказывания есть акт его обособления от контекста-как-исторической среды. Историческая реальность посредством языка поглощается репрезентирующим его высказыванием и становится реальностью дискурса. Тем самым прагмасемантическое априори обособляется от исторического. Конкретный речевой акт с его однозначно определяемым «Я» является не столько репрезентацией, сколько «присвоением» (Бенвенист) универсального языкового прагмасемантического априори, характеризующим уникальное событие данного высказывания