Знание и субъективация: прагматическая антропология Канта в прочтении Фуко
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-81-91Ключевые слова:
субъект, самость, конечность, научное знание, Фуко, Кант, антропология с прагматической точки зрения, практическая философияАннотация
Статья очерчивает гипотезу о влиянии интерпретации Фуко «Антропологии с прагматической точки зрения» Канта на современные исследования моделей субъекта, опирающихся на научное знание. К таким моделям относятся церебральный, генетический, иммунный субъекты и др., изучаемые семейством подходов в истории и социологии науки, а также в философии. Во введении дается краткий обзор концепции церебрального субъекта, выводятся основные свойства такого типа моделей субъекта, отличающегося от традиционных философских субъектов, замкнутых в имманентности философского мышления. Субъекты, тематизируемые в этом семействе подходов, множественны, частичны и ситуативны (в зависимости от ситуации индивид может брать на вооружение разные модели), изменчивы (циркулируя, они могут мутировать от практики к практике), историчны и перформативны (они воплощаются в практиках). Сами подходы носят антиэссенциалистский характер, поскольку предполагают критическое отношение к натурализации субъектов, осуществляемой науками и вненаучными инстанциями. Их предшественником была тематизация Фуко человека в «Словах и вещах» и в комментарии к прагматической антропологии Канта. Показывается, что выписываемые им идеи прослеживаются и в обсуждаемых подходах к исследованию субъективации на основе научного опыта