Кантианский патриотизм
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-60-69Ключевые слова:
практическая философия, патриотизм, Кант, социальная философия, этика, политическая философия, космополитизм, долг, особые обязательства, национализмАннотация
Статья посвящена парадоксальному, на первый взгляд, вопросу – допускает ли социально-политическая философия Иммануила Канта патриотизм в качестве долга. Дело в том, что Кант повсеместно считается иконой космополитизма. Его «космополитизм» нашел отражение в такой работе, как «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), а позднее и с коррективами – в сочинениях «К вечному миру» (1795) и «Метафизика нравов» (1797). Если учитывать то, что многие философы отвергают патриотизм на этических основаниях, полагая, что он не может быть добродетелью, тем более странной может показаться постановка проблемы о «кантианском патриотизме». Тем не менее современные исследователи философии Канта пытаются понять, насколько его взгляды могут быть совмещены с патриотизмом. В частности, эту тему поднимала несколько раз (в 2000 и в 2003 гг.) исследовательница этики и философии Канта Паулина Кляйнгельд. Чтобы ответить на вопрос, является ли для философии Канта патриотизм обязательным, допустимым или даже вредным, сперва она описала три типа патриотизма – гражданский, националистический и патриотизм, основанный на уникальных особенностях страны. Кляйнгельд проделала большую философскую работу, потому что теперь социально-философскую концепцию Канта можно считать в том числе патриотической