Кантианский патриотизм

Авторы

  • А.В. Павлов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 1; Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-60-69

Ключевые слова:

практическая философия, патриотизм, Кант, социальная философия, этика, политическая философия, космополитизм, долг, особые обязательства, национализм

Аннотация

Статья посвящена парадоксальному, на первый взгляд, вопросу – допус­кает ли социально-политическая философия Иммануила Канта патриотизм в качестве долга. Дело в том, что Кант повсеместно считается иконой кос­мополитизма. Его «космополитизм» нашел отражение в такой работе, как «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), а позд­нее и с коррективами – в сочинениях «К вечному миру» (1795) и «Метафи­зика нравов» (1797). Если учитывать то, что многие философы отвергают патриотизм на этических основаниях, полагая, что он не может быть добро­детелью, тем более странной может показаться постановка проблемы о «кантианском патриотизме». Тем не менее современные исследователи философии Канта пытаются понять, насколько его взгляды могут быть сов­мещены с патриотизмом. В частности, эту тему поднимала несколько раз (в 2000 и в 2003 гг.) исследовательница этики и философии Канта Паулина Кляйнгельд. Чтобы ответить на вопрос, является ли для философии Кан­та патриотизм обязательным, допустимым или даже вредным, сперва она описала три типа патриотизма – гражданский, националистический и пат­риотизм, основанный на уникальных особенностях страны. Кляйнгельд про­делала большую философскую работу, потому что теперь социально-фило­софскую концепцию Канта можно считать в том числе патриотической

Опубликован

2024-10-03

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2024. Кантианский патриотизм. Вопросы философии. 10 (Oct. 2024), 60–69. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-10-60-69.