Что отличает традиционную индийскую эпистемическую культуру от классической эпистемической культуры Запада?
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-139-149Ключевые слова:
Карен Кнорр-Цетина, конвенциональная истина, межкультурная философия, отличия индийской эпистемической культуры, праманавада, разум, рациональность, эпистемическая культураАннотация
Предлагаемая вниманию читателя статья преследует две цели: 1) обосновать продуктивность концепта «эпистемическая культура» (далее – ЭК) как
инструмента историко-философского межкультурного исследования на примере его применения к интерпретации смыслов индийских логико-эпистемологических текстов; 2) продемонстрировать отличия в понимании целей
и идеалов познания в традиционной индийской ЭК и в западной классической, сциентистской ЭК. Единство методологических оснований традиционного знания в Индии и ведущая роль религии в их формировании (1) обусловили иное понимание целей (2) и идеалов (3) познания, нежели то,
которое оформилось в западном теоретическом знании и стало базисом
научной революции XVII в. Отсутствие в индийской культуре представления о Божественном Разуме препятствовало также формированию в ЭК
концептов абсолютной (4) и объективной (5) истины, человеческого разума
(6) и рациональности (7) как критериев истинности результатов познания.
На вершину иерархии познавательных способностей индийские философы
поместили сверхразумное постижение (анубхава, пратибха) (8) высшей истины (парамартха). Восемь перечисленных отличий индийской ЭК детерминировали существенные различия в ориентирах цивилизационного развития в Индии и на Западе: ориентацию на жизнь «по дхарме», избавление
от страданий материального мира – в индийской цивилизации, и ориентацию на материально благополучную жизнь на основе техногенного развития – в западной, начиная с эпохи модерна