Цифровая идентичность и гуманистическая модель цифровой образовательной среды
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-7-29-39Ключевые слова:
цифровая идентичность, самоидентификация, образование, цифровая образовательная среда (ЦОС), деструктивные тенденции ЦОС, гуманистическая модель ЦОСАннотация
Статья посвящена проблемам субъективно-личностного самоопределения учащихся в ситуации контакта с инфокоммуникационной средой, в частности анализу феномена так называемой «цифровой идентичности», символизирующего
появление новой модальности идентификации индивида в виртуальном пространстве. Методологическую основу исследования составили философский,
аксиологический и системный подходы. Кроме того, используются возможности метода экзистенциальной аналитики, позволяющие исследовать не только
онтологические, но и ценностно-смысловые контексты формирования идентичности личности, позволяющие рассматривать сущность «Я» в уникальном единстве его личностных качеств, а также контент-анализ как оптимальное средство
диагностики сетевой идентичности. Показано, что представленность жизни молодых людей в виртуальной среде как одна из форм успешной социализации,
а также возможность конструирования виртуальной личности и ее самопрезентация во внешней среде с помощью идеальных Я-образов обуславливают проективный характер цифровой идентичности, являющейся в конечном счете набором проекций реальной идентичности, переведенной с помощью цифровых
технологий в знаково-символический контекст. На основе примеров обратного влияния онлайн-идентичности на реальную делается вывод о появлении
тенденции стирания граней между ними, знаменующей начало процесса сращивания цифровой и реальной идентичности. Итогом исследования является гуманистическая модель цифровой образовательной среды (ЦОС), задающая основные вариативные векторы ее разработки и внедрения с учетом творческого
потенциала конкретного педагога, условий образовательной организации, социально-педагогической и социально-психологической специфики обучающихся