Идеология освобождения животных и «вина» христианства Часть II: Неустранимость антропоцентризма
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-198-209Ключевые слова:
этика обращения с животными, интеллектуальная история Европы, страдание, видизм, человеческий шовинизм, Питер СингерАннотация
Продолжается критический анализ тезиса о вине христианства за угнетение животных на Западе, который развивает Питер Сингер и ряд других идеологов «освобождения» животных. Понятие видизма – основообразующее в этом тезисе – разлагается на две составляющие: антропоцентризм и человеческий шовинизм. Прослеживается изменчиво-неоднозначный характер взаимосвязи этих компонентов в европейской истории. Доказывается, что в ее течение сменились две базовые формы антропоцентризма: «наивная» и «утонченная». При этом вторая, свойственная творцам научной революции XVI–XVII вв., в целом не благоприятствовала шовинистическому отношению к животным. Обнаруживается парадокс, подрывающий тезис либерационистов. Его суть в том, что угнетение животных на Западе кардинально возросло в новейшую эпоху, когда для этого, что признает и Сингер, меньше всего имелось религиозных или других идейных оснований, которые могли бы восходить к христианству. Постулируя неустранимость антропоцентризма из любой системы этики, автор доказывает это на примере построений либерационистов. Также выясняется, что они сами применяют видистский подход, когда это отвечает их интересам. В завершение делается вывод, что путь, на котором либерационисты надеются облегчить участь животных, не может быть действенным, так как строится во многом на неверных предпосылках