Психология Германа Когена
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-124-134Ключевые слова:
эмпирическое и трансцендентальное сознание, единство сознания, теория познания, психология и психологизм, идеал культурного человечестваАннотация
В статье представлен анализ психологии основателя марбургского неокантианства Германа Когена, так и не получившей оформления в законченном сочинении. Тем не менее философ много раз обращался к теме места и роли психологии в философской системе как в своих лекционных курсах, так и в своих многочисленных публикациях, несколько раз заявлял о желании написать отдельную работу по психологии, но так и не осуществил задуманное. Автор подчеркивает мысль о необходимости различения отношения немецкого философа к психологии и психологизму. Отвергая последний, Коген никогда не сомневался в важности психологии как науки и постоянно и напряженно искал ее настоящее место в системе философии. Выполняя задачу избавления от психологизма, он стремился к полному очищению своей теории познания как фундамента философии в целом от любых психологических коннотаций. Он старался провести четкую границу между эмпирическим и трансцендентальным сознанием, полностью депсихологизировав смысл кантовского единства сознания. По убеждению Когена, ему удалось это сделать в отношении всех частей своей философской системы, то есть логики, этики и эстетики, но требовалось обосновать более высокое единство сознания, которое могло бы объединить эти три самостоятельных единства. Такую возможность истинного завершения философской системы и достижения истинного единства сознания немецкий философ видел именно в психологии. По сути, по замыслу Когена, должен был быть произведен последний синтез системы, который не мог быть произведен в рамках какой-либо конкретной науки. Задача, как видно, неподъемная. Она и осталась таковой в творчестве выдающегося немецкого философа.