Для чего человеку разум: эволюция бессознательного (Тезисы к Общей теории эволюции)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-6-15-22Ключевые слова:
разум, любознательность, пространство, время, Вселенная, человек, Сверхсильный антропный принцип, Общая теория эволюции.Аннотация
Революционные эксперименты в космосе, осуществленные в XXI в., доказали физическое небытие пространства и времени. Бесконечно протяженное пространство равномерно заполнено также беспредельной материей в виде дискретных кластеров массы-энергии. Время же оказывается фиксацией последовательности и длительности причинно-следственных связей в любом процессе, происходящем в материальных объектах и между ними. Следовательно, природа дуалистична: существует в виде двух условно независимых начал – небытия (не существующего пространственно-временного континуума) и бытия (наличествующего материально-идеального Космоса). При этом физическое бытие материи немыслимо без физического небытия пространства-времени. Космос также дуалистичен, разделяясь на два взаимозависимых объекта: а) на преходящее материальное (массу-энергию) и непреходящее идеальное (законы, принципы и алгоритмы бытия материи); б) на бесчисленное множество дискретных по массе-энергии динамичных Малых Вселенных (галактик и их скоплений). Вместе они составляют одну неограниченную по массе-энергии стационарную Большую Вселенную. Вместе с тем материальное и идеальное совместно образуют четыре взаимосвязанные ступени пирамиды Космоса: а) мир элементарных частиц; б) мир галактик, звезд и планет; в) сферу органики; г) сферу культуры. Соответственно, разум, подобный человеческому, оказывается категорически императивным элементом Космоса. Этот вывод следует из факта ограниченной длительности активной фазы существования Малых Вселенных. Последнее обстоятельство связано с необратимым ухудшением качества энергии звезд и угасанием их жизненного цикла. Однако в настоящее время физике не известен ни один естественный процесс, способный регенерировать массу-энергию стареющих звезд и возрождать их активность. Следовательно, для искусственного возобновления жизнедеятельности Малых Вселенных, фактически – для поддержания вечного бытия Большой Вселенной необходим разум, подобный человеческому (Сверхсильный антропный принцип). Таким образом, возникает необходимость переосмысления феномена эволюции как глобального процесса, охватывающего собой специфику взаимосвязанного существования всех четырех «горизонтов» Природы.