«Песнь о великом Дао-Пути одухотворенного источника»: предварительное исследование
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-5-178-189Ключевые слова:
«Лин юань да дао гэ», «Песнь о великом Дао-Пути одухотворенного источника», Цао Вэнь-и, даосизм, китайская философия.Аннотация
Статья посвящена исследованию «Песни о великом Дао-Пути одухотворенного источника» («Лин юань да дао гэ»). Это сочинение по даосской «внутренней алхимии» в стихотворной форме описывает процесс преобразования духа-шэнь и дыхания-ци. Автором «Лин юань да дао гэ» была даоска и поэтесса Цао Вэнь-и (1039–1115). Цао Вэнь-и – единственная женщина-философ, написавшая комментарий к «Дао Дэ цзин», ее таланты были высоко оценены императором Хуэй-цзуном, который пожаловал ей титул «Совершенная в литературном даровании» (Вэнь-и чжэнь-жэнь). Цель исследования – выделить важнейшие идейно-теоретические составляющие «Песни о великом Дао-Пути одухотворенного источника». В результате исследования реконструирована культурно-историческая среда бытования данного сочинения, выявлен его более ранний список, написанный прозой, уточнена датировка полной версии «Лин юань да дао гэ», раскрыты его содержательные особенности. Главная задача «Песни о великом Дао-Пути одухотворенного источника» – разъяснение принципа одновременного совершенствования внутренней природы и жизненной силы (син мин шуан сю). Этот принцип стал основным вектором развития даосских психофизиологических методов начиная с эпохи Сун. Совершенствование внутренней природы, согласно Цао Вэнь-и, достигается отстраненностью сердца от чувств и желаний. Такое состояние называется «отсутствием сердца» (у синь) и является «подлинным сердцем Дао». Совершенствование жизненной силы достигается дыхательными упражнениями, которые должны основываться на принципах естественности (цзы жань) и недеяния (у вэй).