Виртуальные миры нейрофеноменологии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-5-147-153Ключевые слова:
энактивизм, нейрофилософия, нейрофеноменология, виртуальные самости, сообщество разума, микромиры, микроидентичности, безличные самостиАннотация
В данной статье исследуются взгляды Франсиско Варелы и Томаса Метцингера по вопросам самости, выявляются их различия и сходства. Основное внимание уделяется тому, как восприятие самости и окружающего мира неотделимо от элементов виртуальности и симуляции, которые являются ключевыми в когнитивных процессах. Метцингер акцентирует внимание на иллюзорности и симуляции в восприятии, тогда как Варела рассматривает феноменальное восприятие как активно создаваемую виртуальную реальность. Оба подхода опровергают традиционное представление о стабильном, централизованном «Я», видя самость как результат взаимодействия множества процессов. Варела сосредоточен на энактивистском видении, трактуя активное взаимодействие с миром как ключевой элемент формирования самости, в то время как Метцингер фокусируется на феноменальном самомоделировании и иллюзорности самости. Статья также затрагивает этические различия между концепциями. Метцингер указывает на потенциальные проблемы в создании самосознающего ИИ, в то время как Варела видит в понимании несубстанциального «Я» возможность для более глубокого взаимодействия с миром, предполагая свободу от ограничений жесткой стабилизированной самости и открытость к разнообразным аспектам окружающей среды.