О природе власти в философско-мировоззренческом содержании

Авторы

  • К. Абишев Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан, Республика Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29.
  • А.К. Абишева Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Республика Казахстан, Алматы, 050040, просп. Аль-Фараби, д. 71.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-197-207

Ключевые слова:

власть, насилие, свобода, равенство, закон, государство, народ, индивид, рабство, право, душа, отчуждение.

Аннотация

В статье анализируется понятие власти в философско-мировоззренческом содержании. Основой анализа является категория свободы. Свобода пони­мается авторами как всеобщее фундаментальное основание жизни челове­ка. Оно, будучи за пределами причинно-следственных связей, определяет само себя. Это означает, что человек сам себе устанавливает закон, спосо­бен кардинально изменять способ своего мышления и бытия, который мо­жет иметь как позитивные, так и негативные последствия. Каждый индивид может выбирать себе определенные ценности, а может и отказаться от тако­го выбора. То есть быть «своим собственным господином» и есть свобода каждого человеческого индивида. Свобода понимается как возможность и отказа от свободы. Особенность человеческого существования состоит в субстанциальной укорененности человека в свободе, составляющей сущ­ность человека, порождающей многообразие его индивидуального и соци­ального бытия, что отличает его от природы, подчиняющейся необходимым всеобщим законам. С такой позиции понимания свободы авторами выво­дится понятие «власть» как свобода само-созидания, творчества человеком своего собственного душевно-духовного мира, своей сущности, что отлича­ет данное понимание власти от классических теорий Античности, Нового времени и современных концепций политической философии. Следова­тельно, у каждого человеческого существа в принципе возможна своя осо­бенная сущность, которую он сам же и творит, и изменяет. Поэтому власть и свобода не противопоставляются: власть представляется как атрибут сво­боды, онтологически выражающий и выявляющий содержание свободы как в позитивном, так и в негативном, отчужденном ее смысле.

Опубликован

2024-04-30

Выпуск

Раздел

Из редакционной почты

Как цитировать

[1]
2024. О природе власти в философско-мировоззренческом содержании. Вопросы философии. 4 (Apr. 2024), 197–207. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-197-207.