О природе власти в философско-мировоззренческом содержании
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-197-207Ключевые слова:
власть, насилие, свобода, равенство, закон, государство, народ, индивид, рабство, право, душа, отчуждение.Аннотация
В статье анализируется понятие власти в философско-мировоззренческом содержании. Основой анализа является категория свободы. Свобода понимается авторами как всеобщее фундаментальное основание жизни человека. Оно, будучи за пределами причинно-следственных связей, определяет само себя. Это означает, что человек сам себе устанавливает закон, способен кардинально изменять способ своего мышления и бытия, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Каждый индивид может выбирать себе определенные ценности, а может и отказаться от такого выбора. То есть быть «своим собственным господином» и есть свобода каждого человеческого индивида. Свобода понимается как возможность и отказа от свободы. Особенность человеческого существования состоит в субстанциальной укорененности человека в свободе, составляющей сущность человека, порождающей многообразие его индивидуального и социального бытия, что отличает его от природы, подчиняющейся необходимым всеобщим законам. С такой позиции понимания свободы авторами выводится понятие «власть» как свобода само-созидания, творчества человеком своего собственного душевно-духовного мира, своей сущности, что отличает данное понимание власти от классических теорий Античности, Нового времени и современных концепций политической философии. Следовательно, у каждого человеческого существа в принципе возможна своя особенная сущность, которую он сам же и творит, и изменяет. Поэтому власть и свобода не противопоставляются: власть представляется как атрибут свободы, онтологически выражающий и выявляющий содержание свободы как в позитивном, так и в негативном, отчужденном ее смысле.