Идеология освобождения животных и «вина» христианства Часть I: Так ли плох видизм?

Авторы

  • А.В. Карабыков Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, 295007, просп. Академика Вернадского, д. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-181-192

Ключевые слова:

этика обращения с животными, страдание, видизм, человеческий шовинизм, Питер Сингер, Том Риган.

Аннотация

Цель статьи – дать критический анализ тезиса об ответственности христи­анства за угнетение животных на Западе, развитого идеологами их осво­бождения: Питером Сингером и его единомышленниками. Поскольку исто­рическая связь этой религии с представлениями о моральном статусе животных и практиками их использования запутанна, изменчива и много­гранна, анализ ограничен изучением понятия видизма, основообразующего в данном тезисе. Сингер и другие либерационисты интерпретируют видизм как форму неоправданной дискриминации по признаку видовой принад­лежности и уподобляют его расизму и сексизму. Раскрывая ложность дан­ной аналогии, автор доказывает, что дискриминация этого рода может быть как оправданной (и тогда видизм непредосудителен), так и неоправданной (и тогда ради терминологической ясности лучше использовать другое, чи­сто негативное, понятие человеческого шовинизма). Также делается вывод, что оправданный видизм не был прямо и по преимуществу обусловлен ре­лигией. Христианская идея священности человеческой жизни сама явилась производной от веры в уникальность человека, которая питает видизм и по­коится на самоочевидных основаниях, не зависящих от религии. Служа врожденной перспективой, присущей всем сознательным существам, в ко­торой те осознают окружающий мир, видизм отнюдь не обязательно ведет к угнетению животных. Страдания, которые мы им причиняем, в основном имеют другие, более очевидные причины.

Опубликован

2024-04-30

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2024. Идеология освобождения животных и «вина» христианства Часть I: Так ли плох видизм?. Вопросы философии. 4 (Apr. 2024), 181–192. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-181-192.