Свобода, мирская власть и власть Божественная в Каменноостровском цикле стихотворений А.С. Пушкина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-148-157Ключевые слова:
философия пушкинских стихотворений Каменноостровского цикла, абсолютная свобода личности, Божественная власть, социально-политическая власть, Фихте, Саути, Пиндемонте, де Местр.Аннотация
В статье анализируется корреляция представлений о свободе, прежде всего свободе индивида, мирских властях и власти Божественной в стихотворениях А.С. Пушкина, написанных на Каменном острове (Санкт-Петербург) летом 1836 г. В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин прямо отвергает мирскую власть – как в форме самодержавия, так и в форме демократии – и противопоставляет ей идею полной самодостаточности и свободы личности. В отношении выдвигаемой здесь доктрины практически абсолютной свободы индивида на Пушкина мог оказать влияние Фихте, французский перевод книги которого «Назначение человека» (“Destination de l’Homme”, 1832 г.) засвидетельствован в библиотеке поэта. Однако у Фихте исключительно «воля» и «сила» самого индивида оказываются «конечными основаниями» всей его деятельности. В понимании же Пушкина абсолютная индивидуальная свобода не может не учитывать, с одной стороны, Божественную основу мироздания, а с другой, того, что человек в высших своих творческих проявлениях
направляется и вдохновляется Богом, послушен Его воле («Памятник»). Автор не исключает возможности того, что мистерию, представленную в стихотворении Каменноостровского цикла «Из итальянского», Пушкин имплицитно коррелирует с действом, аллегорически описанным им еще в «Пророке» (1826 г.), как бы противопоставляя акты диавола и сатаны в отношении Иуды деяниям серафима и Бога в отношении себя самого. В целом создается впечатление, что с течением времени Пушкин в определенной мере все более соотносит свою «спасительную» поэтико-духовную миссию с миссией новозаветного Спасителя, что находит высшее выражение в «Памятнике». Автор приходит к выводу, что после смерти Александра I и разгрома восстания декабристов А.С. Пушкин все чаще выражает идею безотносительной ценности личности как таковой, возможности ее духовного преображения, а говоря о свободе, все менее имеет в виду свободу политическую или социальную и все более противопоставляет власть небесную власти земной, что находит кульминацию в стихотворениях Каменноостровского цикла. В статье сделана также попытка условно выделить несколько основных идейных этапов в этом процессе.