Деятельностная когнитивистика в условиях цифровизации

Авторы

  • Ю.В. Громыко Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е.Л. Шифферса, Москва, 119311, ул. Крупской, д. 8, корп. 3, оф. 9.
  • М.Ю. Просекин ООО «Инситилаб», Иркутск, 664043, б-р Рябикова, д. 21а, кв. 88.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-42-52

Ключевые слова:

деятельностный подход, деятельностная когнитивистика, цифровизация, теория сознания, мышление, коммуникация, действие, деятельностная эпистемология, деятельностная кибер-физика, метапредметная среда.

Аннотация

В статье рассматриваются ключевые философские идеи и принципы в цик­ле фундаментальных работ В.А. Лекторского, посвященных исследованию современных форм познания различных сторон общественной практики. Авторы показывают, что целый ряд философских идей и концептуальных положений, представленных в работах отечественного философа, могут стать основой следующего шага развития деятельностных представлений о процессах познания в условиях цифровизации. В качестве важнейших в статье выделены три положения. Во-первых, В.А. Лекторский показывает, что в новом направлении когнитивных исследований 4Е Cognition важней­шую роль выполняет мышление в виде смыслового надындивидуального и трансэмпирического измерения и сознания, и познания, что вступает в спор с традиционной когнитивистикой аналитической философии, стоя­щей на позициях натурализма. Во-вторых, сознание в процессах познания гетерархировано – имеет в разные периоды процесса познания разные типы смысловых и категориальных иерархий; гетерогенно – включает в себя раз­нородные элементы: смыслы, знаки, символы, различения, схемы, модели, концепты, понятия, алгоритмы; гетерохронно – в сознании развертываются одновременно несколько процессов в разных временах. Наконец, В.А. Лек­торский придерживается позиции конструктивного реализма, в соответ­ствии с которой утверждается реальное существование независимых от че­ловека объектов познания в виде социальных, природных, индивидуально-психических и исторических процессов. Эти и ряд других, рассматривае­мых в статье философских идей и положений, могут быть представлены как определенная психолого-образовательная платформа при разработке метапредметной среды обучения инженеров.

Опубликован

2024-04-30

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2024. Деятельностная когнитивистика в условиях цифровизации. Вопросы философии. 4 (Apr. 2024), 42–52. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-42-52.