Критика проекта «сильного» искусственного интеллекта с позиций теоретической философии И. Канта
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-4-18-29Ключевые слова:
сильный ИИ, слабый ИИ, сознание, самосознание, Кант, внутреннее чувство, когнитивный агент, самопознание, функционализмАннотация
Что такое «сильный ИИ»? Какие фундаментальные проблемы стоят на пути его создания? Современные философы, как правило, связывают сильный ИИ с самосознанием и сознанием вообще. Сознание дано нам только в рамках человеческого опыта, поэтому любая его модель – это вербально-дескриптивная структура, которая обусловлена, с одной стороны, проблемой онтологического статуса человеческого сознания, с другой стороны, возможностями человеческого познания. Если ответ на вопрос об онтологическом статусе сознания определяет стратегию реализации сильного ИИ, то установление границ самопознания определяет саму возможность создания сильного ИИ. Учитывая тот факт, что «коперниканский поворот» И. Канта заложил новый фундамент в определении границ познания, принципиально важно обратиться к его теоретической философии для определения того круга проблем, которые стоят на пути создания сильного ИИ. В статье показано, почему стратегии реализации сильного ИИ зависят от решения вопроса об онтологическом статусе человеческого сознания. Для решения этой задачи реконструируются основные концепты кантовской теории сознания, такие как: самосознание, внутреннее чувство, чистая апперцепция, самоаффицирование, – и помещаются в контекст современных исследований сознания; рассматривается вопрос о совместимости кантианской позиции и функционализма, а также указываются те фундаментальные ограничения, которые выступают препятствием для создания сильного ИИ. На основании кантовской критики особенностей самопознания делается вывод, что невозможно подойти к созданию сильного ИИ из-за фундаментальных ограничений наших познавательных способностей.