Михаил Пришвин и Александр Горский: диалог на фоне времени
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-137-142Ключевые слова:
творчество М.М. Пришвина, А.К. Горский, мировоззренческий и творческий диалог, идеал строительства нового мира, большевизм, пути христианства, философия Н.Ф. Федорова, искусство как преображение, литургизм.Аннотация
С учетом новых фактических данных рассмотрен духовно-творческий диалог писателя и мыслителя М.М. Пришвина и философа, поэта А.К. Горского, разворачивавшийся с 1922 по 1943 г. Предложенное Горским прочтение «Философии общего дела» Н.Ф. Федорова в свете современности, стремление расширить на ее основе идеал строительства нового мира, мысль о глубинном единстве христианского подвига и «подвига искусства», идея творческого преображения эроса находят живую реакцию в дневниках Пришвина, встречаясь с его собственными размышлениями об эросе и поле, перспективах большевизма и «общем деле» воскрешения отцов. Рассмотрена интерпретация Горским романа «Кащеева цепь» в контексте кризиса символизма и поиска новых путей жизнетворческого действия, опирающегося на идеи активного христианства. Показано, что Пришвин для Горского воплощает тип художника-вестника, восходящего от «адамизма» к «литургизму», а Горский для Пришвина – тип христианского деятеля, который преодолевает косность официального православия, его пассивность и уклон
в потусторонность. Выявлена эволюция отношения Пришвина к тезису Горского о необходимости трансформации советской идеологии на основе «Философии общего дела» (принятие этого тезиса в 1920-е гг., спор с ним в эпоху репрессий, возвращение к идее религиозно-нравственного обновления коммунизма в годы Великой Отечественной войны). В отличие от Горского, стремящегося высказать свое слово, Пришвин в конце 1930-х гг. избирает позицию «молчания», понимая это молчание как род подспудного действия.