Михаил Пришвин и Александр Горский: диалог на фоне времени

Авторы

  • А.Г. Гачева Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Москва, 121069, ул. Поварская, д. 25а; Московская высшая школа социальных и экономических наук, Москва, 125009, Газетный пер., д. 3/5, стр. 1; Библиотека № 180 им. Н.Ф. Федорова ОКЦ ЮЗАО г. Москвы, Москва, 117485, ул. Профсоюзная, д. 92.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-137-142

Ключевые слова:

творчество М.М. Пришвина, А.К. Горский, мировоззренческий и творческий диалог, идеал строительства нового мира, большевизм, пути христианства, философия Н.Ф. Федорова, искусство как преображение, литургизм.

Аннотация

С учетом новых фактических данных рассмотрен духовно-творческий диа­лог писателя и мыслителя М.М. Пришвина и философа, поэта А.К. Горского, разворачивавшийся с 1922 по 1943 г. Предложенное Горским прочтение «Фи­лософии общего дела» Н.Ф. Федорова в свете современности, стремление расширить на ее основе идеал строительства нового мира, мысль о глубин­ном единстве христианского подвига и «подвига искусства», идея творческо­го преображения эроса находят живую реакцию в дневниках Пришвина, встречаясь с его собственными размышлениями об эросе и поле, перспек­тивах большевизма и «общем деле» воскрешения отцов. Рассмотрена ин­терпретация Горским романа «Кащеева цепь» в контексте кризиса симво­лизма и поиска новых путей жизнетворческого действия, опирающегося на идеи активного христианства. Показано, что Пришвин для Горского во­площает тип художника-вестника, восходящего от «адамизма» к «литургиз­му», а Горский для Пришвина – тип христианского деятеля, который пре­одолевает косность официального православия, его пассивность и уклон
в потусторонность. Выявлена эволюция отношения Пришвина к тезису Гор­ского о необходимости трансформации советской идеологии на основе «Философии общего дела» (принятие этого тезиса в 1920-е гг., спор с ним в эпоху репрессий, возвращение к идее религиозно-нравственного обновле­ния коммунизма в годы Великой Отечественной войны). В отличие от Гор­ского, стремящегося высказать свое слово, Пришвин в конце 1930-х гг. из­бирает позицию «молчания», понимая это молчание как род подспудного действия.

Опубликован

2024-01-31

Выпуск

Раздел

К 150-летию Михаила Михайловича Пришвина

Как цитировать

[1]
2024. Михаил Пришвин и Александр Горский: диалог на фоне времени. Вопросы философии. 1 (Jan. 2024), 137–142. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-137-142.