Михаил Бахтин и феномен благодарного ученичества. «Как учитель к учителям»: три документа из архива М.М. Бахтина. Подготовка текстов и публикация О.Е. Осовского, С.А. Дубровской

Авторы

  • О.Е. Осовский Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, 117997, Стремянной переулок, д. 36.
  • С.А. Дубровская Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Саранск, 430005, ул. Большевистская, д. 68.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-119-136

Ключевые слова:

М.М. Бахтин, биография, архив, рецепция идей, наставничество, феномен благодарного ученичества, «педагогика ответственности», диалогизм, «К философии поступка», «Проблемы поэтики Достоевского».

Аннотация

В статье рассматривается феномен благодарного ученичества в контексте биографии, а также рецепции личности и идей М.М. Бахтина. В последние десятилетия с именем и идеями мыслителя связывают происходящий в оте­чественной и зарубежной педагогической теории «диалогический пово­рот». Диалогизм Бахтина становится методологической основой для так
называемой диалогической педагогики, успешно развивающейся как на За­паде, так и в России. На основе архивных материалов, анализа соответству­ющих разделов «Проблем поэтики Достоевского», поздних текстов Бахти­на, а также обнаруженных в архиве ученого документов авторы выдвигают предположение о том, что сформировавшаяся в ранних трудах мыслителя идея ответственности к концу 1950-х – в 1960-е гг. становится принципом его педагогической деятельности и подспудно заложенной в ней «педагогики ответственности». Феномен благодарного ученичества рождается в диалоге Бахтина со своими наставниками и учениками, что позволяет по-новому взглянуть на процесс рецепции личности и идей ученого в конце 1950-х – начале 1970-х гг., оценить педагогический потенциал его концепции диало­га. Впервые в научный оборот вводится ряд документов из личного архива Бахтина, в частности набросок выступления перед выпускниками истори­ко-филологического факультета Мордовского университета, черновики ав­тобиографии 1946 г., ответа на первое письмо В.В. Кожинова и др.

Опубликован

2024-01-31

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2024. Михаил Бахтин и феномен благодарного ученичества. «Как учитель к учителям»: три документа из архива М.М. Бахтина. Подготовка текстов и публикация О.Е. Осовского, С.А. Дубровской. Вопросы философии. 1 (Jan. 2024), 119–136. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2024-1-119-136.