Надындивидуальные механизмы языка и музыки: три шага к формулировке гипотезы

Авторы

  • Г.Б. Шамилли Государственный институт искусствознания, Москва, 125009, Козицкий переулок, д. 5.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-25-36

Ключевые слова:

музыка, язык, надындивидуальные механизмы, слуховая память, устная традиция, логико-смысловой анализ.

Аннотация

В статье анализируются контрастные взаимодополняющие друг друга под­ходы к исследованию связи языка и музыки. Методы философии, лингви­стики и нейрофизиологии обнаруживают широкий спектр понимания двух доменов – от знака и слухового сигнала к связности (А.В. Смирнов), мар­кирующей ту или иную архитектонику сознания. Методология логико-смыс­лового анализа обеспечивает выход за пределы универсалистского подхода, в русле которого осуществляется генеративная теория Н. Хомского в ее при­ложении к музыке. Формулируется многоступенчатая гипотеза с целью разработать общие принципы формализации языка и музыки. Согласно ги­потезе, надындивидуальные механизмы восприятия, передачи и сохранения информации в вербальной и музыкальной речи обнаруживают единые ко­гнитивные механизмы, основанные на принципе выделенности значимых звуковых объектов, отобранных культурно-исторической средой и закреп­ленных в архитектонике слуха на ранних этапах эволюции прагматической функции доменов. Очевидно единство формальных способов словообразо­вания с принципами деривации музыкальной речи. Так как выбор из мно­жества языковых единиц осуществляется в речевом процессе (вербальном- музыкальном) благодаря связности, проявляющейся в вариантах субъект-предикатной склейки («что-и-какой» для языка и «опора-и-опора/опираю­щееся» для музыки), возможно продвижение в понимании вопроса, почему музыкальная речь в устной традиции, распознаваемая структурно, сохраня­ет базовые принципы передачи информации, выработанные на протяжении длительного исторического периода на фоне репрессивной смены вербаль­ного языка, и тем самым проявляет устойчивость к изменениям культурно-исторической среды.

Опубликован

2023-12-31

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2023. Надындивидуальные механизмы языка и музыки: три шага к формулировке гипотезы. Вопросы философии. 12 (Dec. 2023), 25–36. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-25-36.