Нарратив в научном познании: кинематографический метод Н.И. Жинкина
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-156-161Ключевые слова:
Н.И. Жинкин, нарратив, познание, наука, кинематографический метод, знание, последовательностьАннотация
Интеллектуальное наследие отечественного философа и психолога Н.И. Жинкина оказывается поразительно созвучным современным научным исследованиям, в рамках которых ученые и философы пытаются выявить истоки возможных синтезов и корреляций в самых разнообразных междисциплинарных взаимодействиях. Структура современной науки меняется, образуются новые формы коллективности ученых (коллаборации), требующие не только новых методологических стратегий в исследовании прикладных задач, но и учета научных интересов участников. Междисциплинарные взаимодействия не складываются сами по себе, но требуют обоюдных интеллектуальных и экзистенциальных усилий. А это значит, что и способы выражения знания друг для друга должны корректироваться. Так в научное сознание проникает форма, которая ранее практически не учитывалась в общении ученых-естественников: нарратив. В этих условиях особое значение приобретает уникальный исторический опыт Жинкина, в котором особым образом соединяются наука и искусство, феноменология и психология, жизнь и познание. Объединяющим началом в этом опыте Жинкина стал, как это ни парадоксально, кинематограф, в котором ученый увидел ключ к расширению познавательных стремлений и обогащению познавательных способностей человека. Кинематограф – это не просто новый вид искусства, но это особая техническая форма воплощения вековых чаяний человека, пытающегося выразить (повторить, воспроизвести) жизнь в движении, сделать «бывшее настоящим». Эту мысль об искусстве как особом виде познания Жинкин (вслед за своим учителем Г.Г. Шпетом) обосновывает в докладе «Вопросы построения научно-художественного сценария», обсуждение которого состоялось 19 ноября 1945 г. в Московском Доме кино на Секции научно-просветительного фильма.