Sensorium Dei
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-56-66Ключевые слова:
пространство и время, Исаак Ньютон, Готфрид Лейбниц, диссимметрия Луи Пастера, состояние пространства, биологическое время-пространство Владимира Вернадского, принцип неравновесности Эрвина БауэраАннотация
Проблема пространства в философии так же стара, как и проблема времени. Она сводится к альтернативе: существует ли трехмерный объем окружающего пространства сам по себе, как утверждал Ньютон, или связан с наполняющими его телами (Лейбниц). В истории философии спор между ними квалифицирован как субстанциональная и реляционная концепции времени и пространства. При этом редко упоминается, что ньютоновское «само по себе» означало божественное установление времени и пространства. Избавился от религиозного решения проблемы пространства Эйлер, который в качестве источника его формирования принял материальную Вселенную. Тем самым в механике, которая стала называться классической, ньютоновский вариант был подменен релятивистским. Именно так все интерпретировали теорию относительности, в том числе и сам ее автор. Но на самом деле, убедительно доказывал Бергсон, в своей глубине решение Эйнштейна возвратило в науку вариант Ньютона, только на место Создателя следует поставить живую природу как источник универсального времени и абсолютного пространства. Бергсон понимал жизнь как новый вид движения, не сводимый к механике. Теоретические положения Бергсона научно доказаны Вернадским в концепции собственного состояния пространства живого вещества, а также биофизиком Бауэром в принципе неравновесности живых систем. Внутренняя энергия живых организмов позволяет им совершать работу за счет энтропии. Гипотеза Ньютона о сенсориуме Бога оказалась плодотворной.