Урок Пришвина

Авторы

  • В.П. Визгин Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-5-9

Ключевые слова:

Пришвин, спиритуализм, дух абстракции, интуитивизм, экзистенциальное, Габриэль Марсель, Бергсон, личность vs обобщение, художественное познание.

Аннотация

В статье автор подводит итог своим пришвиноведческим исследованиям. В центре внимания стоит проблема специфики художественно ориенти­рованного познания, уникальный пример которого был реализован в твор­честве русского писателя-мыслителя Михаила Михайловича Пришвина (1873–1954). Показывается, что за его внешней, казалось бы, чисто литера­турной деятельностью стоит глубокая интеллектуальная работа мыслителя, который позиционировал себя как представителя философии спиритуализма и интуитивизма. Автор статьи сопоставляет пришвинский художественный метод познания с философией христианского экзистенциалиста Габриэля Марселя. Общим знаменателем между этими на первый взгляд далекими друг от друга фигурами выступает обоим им присущее неприятие «духа аб­стракции», негативную роль которого в культуре оба они по-своему демон­стрируют. Пришвину как персоналисту в мире важны отличия, а не доступ­ные математическому представлению сходства и тождества вещей. Урок Пришвина, как он понимается автором статьи, состоит в раскрытии зна­чимости художественно-экзистенциального персоналистического познания не только в узко художественной практике искусства и литературы, но и в философии и даже в науке. Ведь «истоки науки, искусства, – как пола­гал Пришвин, – персональны». Автор проводит мысль о том, что для позна­ния таких синтетических явлений культуры, как Пришвин, нужен духовный резонанс познающего с познаваемым.

Опубликован

2023-11-30

Выпуск

Раздел

К 150-летию Михаила Михайловича Пришвина

Как цитировать

[1]
2023. Урок Пришвина. Вопросы философии. 11 (Nov. 2023), 5–9. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-11-5-9.