Homo irretitus & homo faber: человек трудящийся в зоне риска
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-50-59Ключевые слова:
этика и культура труда, кризис труда, риски труда, цифровизация, homo faberАннотация
Развитие труда в его классическом понимании на протяжении столетий сопровождала философская рефлексия, оформившаяся в XIX в. в «философию труда» как направление междисциплинарной мысли, опирающееся на постулаты соответствующих культуры и этики труда, которые эволюционируют и приходят в противостояние с формирующейся философией жизни, переживая концептуальный кризис в условиях кризиса европейской культуры. В статье мы ставим вопрос об актуальной парадигме труда и ее основаниях в эпоху массовой автоматизации и цифровизации сфер деятельности человека. В центре нашего внимания зарождающийся антропологический тип – новый субъект занятости цифровой эпохи – «homo irretitus/человек в сети», который противостоит не только классической модели «homo faber/человек, создающий мир с помощью инструментов», но и представителю «креативного класса», работнику нематериального труда. Анализируя концепции будущего труда, автор статьи приходит к выводу о преждевременном характере попыток преодолеть парадигму трудоцентризма, оперируя оптикой рыночной экономики. Проведенный анализ показал, что, настаивая на необходимости освобождения от труда, теоретики цифровой экономики не дают ответа на вопросы, что заменит труд в его смысложизненной позиции и какая деятельность придет на смену трудовой.