Почему он не уехал? Густав Шпет и революция
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-9-14-21Ключевые слова:
Густав Шпет, революция, культура, политика, Философский пароходАннотация
В течение последних двадцати лет реабилитация творчества Густава Густавовича Шпета произошла практически одновременно во Франции и в России благодаря тесному сотрудничеству исследователей. Среди пересекающихся тем, которые оказались в центре их внимания, находится и его отношение к революции как социальному и культурно-историческому феноменам. И хотя эта проблематика не является приоритетной в его творчестве, она тем не менее оказывается весьма значимой для понимания его жизни и философии. Густав Шпет как философ понимал, что должен сохранять дистанцию по отношению к политическим событиям, чтобы сосредоточиться на своей работе, особенно когда осуществлению этой работы угрожает то, что должно было бы ей способствовать (имеется в виду политика в области культуры, которая велась в пост-революционной России в конце 1910-х и в 1920-е гг.). Для нас сегодня важно, что в разные моменты жизни Густав Шпет интерпретирует революцию, опираясь на свой опыт осмысления революционной борьбы, в которой он участвовал в молодости, феноменологических идей, истории русской философии и организационной академической деятельности. Именно эти факторы, определяющие динамику его истолкования революции, сыграли важную роль в его решении остаться в России в 1922 г., когда он просил Луначарского вычеркнуть его фамилию из списков тех, кто должен был покинуть страну на «Философском пароходе». Густав Шпет выбрал остаться в своей стране, к лучшему или к худшему, но он это выбрал.