Никакого предела. О том, что мысль действительно может делать Часть II Ж. Бенуа

Авторы

  • И.Е. Прись Институт философии Национальной академии наук Беларуси, Республика Беларусь, Минск, 220072, ул. Сурганова, д. 1, корп. 2.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-105-115

Ключевые слова:

реальность, чувственное, трансцендентализм, феноменология, явление, конечность, контекстуальность, универсальность.

Аннотация

Публикуемый текст – продолжение статьи [Бенуа 2023]. В философии мо­дерна чувственное бытие вещи субъективируется, рассматривается как от­носительное, зависящее от субъекта. Локк ввел различие между первичны­ми и вторичными качествами, к которому обращается и современный спекулятивный реалист К. Мейясу. Устраняя это различие, Кант сделал сле­дующий шаг к абсолютизации понятия явления. У него чувственное со­измеряется с нечувственной вещью в себе. У Мейясу оно соизмеряется с лишенным какой-либо чувственности Абсолютом, который философ пре­одоления конечности стремится познать. На самом деле, как показывает Ж. Бенуа, чувственное – не ограничение, не препятствие для доступа к под­линному бытию, а само бытие или, во всяком случае, его важная составля­ющая. Необходимо преодолеть модернистскую субъективность чувственно­го. Но этого недостаточно. Требуется еще преодолеть феноменологию, которая абсолютизирует идею предела, эссенциализирует конечность. Бе­нуа обращается к философии позднего Витгенштейна, в которой критику­ется идея (не)возможности бесперспективного взгляда на объект. Познание и мысль контекстуальны. Контекстуальность – не принцип релятивизации, не конечность, не предел для мысли. Вообще идея такого предела противо­речива. Также контекстуальность мысли не исключает ее универсальности, а, наоборот, является ее условием.

Опубликован

2023-08-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2023. Никакого предела. О том, что мысль действительно может делать Часть II Ж. Бенуа. Вопросы философии. 8 (Aug. 2023), 105–115. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-105-115.