Эстетическое суждение – биоконцептография призвания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-78-81Ключевые слова:
эстетическое суждение, рефлексия, противоречие, биоконцептография, Н.И. Киященко, И. Кант, массовая культура, образование, эстетизацияАннотация
Исходя из целевой причины проведения круглого стола «Эстетика в жизни и учении: вчера, сегодня, завтра» (памяти Н.И. Киященко), выявлены наиболее актуальные сюжеты выбранной тематизации и рассмотрены возможности ее дальнейшего дискуссионного развертывания. Автор обращается к пониманию эстетики как знания, теоретически оформленного через оптику философской рефлексии и как практической деятельности, нацеленной на эстетическое воспитание молодого поколения. Указанное сочетание рассмотрено через способность актора действия (поступка) к формированию способности эстетического суждения, опираясь на его предрасположеннось к эстетическому, устремленного к неутилитарному свехчувственному (И. Кант). Статья артикулирует специфику эстетического суждения и анализа в системе современного философского знания. Эстетическое мышление позволяет снимать противоречия, порожденные ригористическим следованием понятийному аппарату, претендующему на предельную строгость. С точки зрения автора, эстетическое напрямую работает с базовой философской операцией рефлексии, наполняя ее продуктивным содержанием. Модальность эстетизации – состояние становления личности между выделенными пределами чувственного и сверхчувственного – помечена как возможность ее ценностной параметризации в ответ на вызовы оспаривающих друг друга призвания и времени, в котором доводится жить. Эстетизация жизни и теоретического суждения в философских категориях имеет значимые приложения на уровне экзистенциального анализа жизни в условиях массовой культуры и массового искусства. В статье показано, что Н.И. Киященко были намечены актуальные векторы понимания современности с позиций эстетической теории, которые могут помочь в решении противоречий развития личности в новых условиях.