Идеал красоты в жизни науки (вчера, сегодня, завтра)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-8-74-77Ключевые слова:
эстетика жизни науки, истина, добро, красота, когнитивная эволюция, эволюция науки, инженерия, интеллект, трансцендентное чувствоАннотация
Подвижник Красоты Николай Иванович Киященко считал, что эстетическое должно пронизывать все сферы жизни и любой труд. Красота им мыслилась как основа высокой культуры и, соответственно, достойного развития человека, гармоничной коэволюции человека, общества и природы. Тема красоты в науке не раз поднималась в литературе, но с новым витком научно-технического и культурного развития, она обретала новые смыслы. В древних цивилизациях идеал красоты не мыслился отдельно от идеалов добра и истины, что отражено в платоновском понятии блага. Идея синтеза мысли, слова и действия проходит через многие культуры. В древнерусской ментальности добро как этический аспект мысли на уровне ее зарождения (помыслов) передавалось через понятие справедливости – «ведания правды», побуждения, которое зарождается в глубинах сердца и не требует доказательства. В современную переходную эпоху в когнитивной эволюции намечается скачок от дифференциации сфер культуры к их сближению (конвергенции) на пути диалога, взаимопроникновения и появления синтетических форм творчества. Эстетика жизни науки возвращает к истокам синтеза науки, искусства и философии, но на новой основе. К синтезу ведет концепция постнеклассической рациональности В.С. Степина, которая предполагает широкий диалог между наукой и вненаучными формами познания и опыта, цементируя пространство творческих соприкосновений. Объективные аспекты красоты заложены в фундаментальных категориях естествознания. В техногенной цивилизации наука эстетизирует свой инструментарий. Мысль в действии реализуется в инженерии, проектировании, экодизайне.