Критика «технотронной цивилизации» у П.П. Гайденко в аспекте немецкой культуркритики
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-7-6-12Ключевые слова:
Пиама Гайденко, культуркритика, технократизм, онтология, ценностиАннотация
О Пиаме Павловне Гайденко чаще всего говорят как о блестящем историке философии, авторе оригинальной концепции эволюции науки, однако в ее творчестве отчетливо проступает интерес к онтологической и «экзистенциалистской» тематике, что позволяет предположить существование некоего связного философского проекта c элементами христианского мировоззрения. Занимаясь вопросами генезиса европейской рациональности, Гайденко как философ всегда руководствовалась задачей преодоления той «парадигмы мышления», которая родилась в начале Нового времени и была связана с фигурой познающего и творческого субъекта, отрицающего сложность и многомерность мира, берущегося его переустроить на революционных оптимизаторских началах. Покончить с господством «деонтологизированного субъективизма», ведущего к антропологическому, экологическому и другим кризисам, возможно лишь через восстановление поврежденного образа разума, через новое осмысление коллизии знания и веры, которая отражает трагедию западноевропейской культуры, забывшей о Боге и бытии. Согласно нашей гипотезе, за стандартными обозначениями направлений советских философских исследований – «критика европейского рационализма», «критика буржуазной эстетики», «критика немарксистских концепций диалектики» и т.д. – прослеживается своеобразный культуркритический подход, который, с одной стороны, может быть сопоставлен с немецкой «Kulturkritik» XX в., а с другой стороны, демонстрирует онтологизм, характерный для русской философской традиции. Мы выделяем три элемента философского проекта П.П. Гайденко: 1) критика массового общества и «трагедия эстетизма», 2) критика технократизма и «прорыв к трансцендентному», 3) обращение к онтологическим корням разума и ценностей – и предлагаем прояснить их, намечая пути типологического сопоставления со специальными дискурсами внутри консервативной критики модерна – в частности, критикой массовизации, критикой техники, проблематикой ценностно-мировоззренческой ориентации.