От философии культуры – к философии истории
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-6-152-155Ключевые слова:
структурализм, семиотика, культурологический поворот, философия культуры, философия истории, Ю.М. Лотман, философ.Аннотация
Творческий путь Ю.М. Лотмана от филолога до философа был труден и рискован. Ученый решительно отошел от замшелых традиций советского вульгарно-социологического литературоведения и стал осваивать современные методы анализа текстов, выработанные структурализмом и семиотикой. Поскольку структурализм и семиотика были в советской науке под запретом как порождения буржуазной идеологии, Лотман и его коллеги по Тартуско-московской школе назвали предмет своего исследования «вторичными моделирующими системами», к которым они относили не только литературные тексты, но и тексты искусства, тексты поведения, города, истории и др. Таким образом, в методологии Лотмана и его единомышленников произошел культурологический поворот, выразившийся в том, что теоретической основой структурного анализа стала философия культуры, а историко-культурного подхода – философия истории. Своими трудами в области гуманитаристики Лотман показал, что ключом для понимания и прогнозирования истории является культура, а для построения философии истории – философия культуры. Лотман фактически выступал как глубокий теоретик и философ культуры в одном ряду с такими отечественными мыслителями, как А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, или зарубежными, как О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Леви-Строс, Р. Барт или У. Эко.