Смысл жизни в современном материализме
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-5-192-201Ключевые слова:
смысл жизни, цель жизни, натурализм, супранатурализм, нигилизм, абсурд.Аннотация
Статья знакомит русскоязычного читателя с бурной и оригинальной дискуссией, развернувшейся в англоязычной философской литературе в конце XX – начале XXI в. по вопросу о смысле жизни. Эти исследования разворачиваются в рамках трилеммы «нигилизм – натурализм – супранатурализм»; наиболее яркие споры происходят как между натуралистическими и супранатуралистическими позициями, так и между различными взглядами внутри натурализма. Рожденные внутри аналитической традиции, в рамках этих дискуссий активно используются мысленные эксперименты, доходя порою до обсуждения очень непривычных и на первый взгляд парадоксальных тем: смысл жизни вне человека, смысл жизни в условиях отсутствия свободы воли и т.п. Авторы не только детально анализируют такие исследования, но предлагают развернутую классификацию подходов к смыслу жизни. Проводится разделение натуралистических подходов по отношению к источнику – на имманентный или трансцендентный; по отношению к предмету: на объективный или субъективный (существует ли смысл в жизни, независимый от конкретного субъекта?); по предопределенности: свободно создаваемый субъектом и навязываемый извне. С опорой на предложенную
систематику вариантов осмысления проблемы смысла жизни в современном материализме продемонстрирована возникающая здесь антиномия. Смысл жизни должен быть одновременно объективным, имманентным и свободно принимаемым субъектом. Предложенная в статье корректировка понятий (выполненная в духе анализируемой аналитической традиции) – смещение акцента от смысла жизни к цели жизни – позволит избежать такой антиномии и сможет аккуратно демаркировать религиозный и внерелигиозный подход к смыслу жизни. Попытки натурализма продолжить поиски именно смысла жизни неизбежно приводят либо к абсурду, либо к религиозному (квазирелигиозному) подходу.