О генезисе китайской философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-3-145-159Ключевые слова:
генезис философии, китайская философия, конфуцианство, Конфуций, «Чуньцю», «служилые»-ши, цзюнь цзы, рефлексия, ритуалАннотация
В статье рассматривается эволюционная последовательность ряда процессов, которые на рубеже VI–V вв. до н.э. привели к возникновению в Китае собственной философской традиции. Критерием, позволяющим фиксировать наличие такой традиции, автор полагает формирование сообщества людей, удерживающих себя в рамках определенных рефлексивных практик. Исходной точкой процессов, которые привели к формированию такого сообщества, является наступившее на планете в начале I тыс. до н.э. «похолодание железного века». Цивилизационным ответом на это похолодание в Китае стало экстенсивное развитие земледелия, которое, в свою очередь, привело к демографическому росту, усложнению социально-политической структуры общества и возникновению запроса на грамотных управленцев. Социальной базой для них оказался низший нобилитет – «служилые»-ши. При этом, в отличие от аристократов-чжухоу на высшем ярусе власти, «служилые»-ши на втором ярусе власти были заинтересованы в удержании морального статуса «благородного господина» цзюнь цзы. Вовлеченность в экзистенциальное пространство этого статуса, в свою очередь, могла быть удерживаема только перманентной рефлексией. Критерием удержания своего морального статуса становилось не только социальное поведение в соответствии с этим статусом, но и его экзистенциальное переживание, преданность не внешним факторам, но внутренней идее, ответственность перед самим собой. Осмысление и трансляция конфуцианством рефлексивных практик такого рода и стали началом китайской философии