Феномен «вернакулярного»: между «родными курами», архитектурной «причудливостью» и «живой религиозностью»

Авторы

  • Е.И. Аринин Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, 600000, ул. Горького, д. 87.
  • М.С. Лютаева Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Владимир, 600000, ул. Горького, д. 87.
  • М.В. Силантьева Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, 119454, проспект Вернадского, д. 76.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-121-131

Ключевые слова:

философское религиоведение, вернакулярные языки, вер­накулярная религия, народное предание, фольклор.

Аннотация

В статье исследуется развитие представлений о феномене «вернакулярного» в лингвистике, градостроительстве и философском религиоведении. Специаль­ное внимание уделяется «живой религиозности», манифестируемой в личных и групповых представлениях и практиках, закрепленных в языке. Преемствен­ность данных представлений прослеживается с античной традиции, начиная с первых письменных употреблений слова «vernaculum» в текстах Плавта, Ци­церона и Варрона для обозначения «домашнего», «родного», «отечественного», соотносимого с «вселенским» как «римским». В эпоху Возрождения термин приобретает новые коннотации, связанные, с одной стороны, с формированием национальных государств и переводов Библии на «вернакулярные» (простона­родные, местные) языки, а, с другой стороны, идеализацией цицероновского Рима, наполненного «необъяснимым столичным ароматом», символически
переносимой на образующиеся в мире новые центры влияния. В XIX в. иссле­дователи выделяют субкультуру национального «фольклора» («народная муд­рость»), которая могла отождествляться с «народной религией», противопо­ставляясь (как «низкая») официальной «религии богословов», как «высокой». В поисках преодоления негативных коннотаций при описании таких «народ­ных» форм проявления религии в этнографии и фольклористике формулирует­ся концепт «вернакулярная религия», призванный корректно отразить дина­мизм фактической религиозной жизни, включающей как «церковные», так и «внецерковные» формы религиозности. Отмечается перспективность приме­нения термина «частная религия», предложенного А.А. Панченко, позволяю­щего избегать стереотипных оппозиций официального и народного, как
«чистого» и «испорченного», присутствующих и сегодня в сохраняющих отри­цательные коннотации терминах «секта», «язычество», «суеверие», «отщепен­цы», враги «господствующей религии» и т.п.

Опубликован

2023-02-28

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2023. Феномен «вернакулярного»: между «родными курами», архитектурной «причудливостью» и «живой религиозностью». Вопросы философии. 2 (Feb. 2023), 121–131. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-121-131.