Пролегомены исследовательского образования

Авторы

  • А.О. Карпов Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Москва, 105005, ул. 2-я Бауманская, д. 5, к. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-40-51

Ключевые слова:

общество знаний, истина, исследовательское образование, генеративное обучение, генеративная дидактика, социокогнитивная структу­ра, исследовательское поведение, трансформативные рамки обучения

Аннотация

Исследовательское образование является ключевым институтом общества знаний, инструментом его построения и развития. Его полноценное станов­ление есть главнейшая задача наших дней, требующая раскрытия основы­вающих его начал. Работа суммирует результаты двадцатилетних исследо­ваний автора, позволяющих подойти к проблеме по существу. В качестве пролегомен исследовательского образования выделены и раскрыты следую­щие: связь обучения с истиной, генеративность обучения, фундаменталь­ные принципы генеративной дидактики, социокогнитивная структура об­щества знаний. Показано, что отношение к истине определяет сущность исследовательского образования, в котором исследование понимается как поиск истины, является конститутивной основой поведения научно-иссле­довательского типа, предопределяет трансформативные рамки обучения. Рассмотрены истоки понятия генеративного обучения, его отличия от адап­тивного, определена его роль как фундаментального условия возможности исследовательского образования. Установлены фундаментальные принци­пы генеративной дидактики – познавательная гибкость, познавательная ге­неративность, социокультурное взаимодействие обучения.

Опубликован

2023-01-31

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2023. Пролегомены исследовательского образования. Вопросы философии. 1 (Jan. 2023), 40–51. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-1-40-51.