Мадхьямака и адвайта-веданта об онтологии времени
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-168-179Ключевые слова:
религиозно-философские системы древней и средневековой Индии, буддизм, махаяна, мадхьямака, адвайта-веданта, Нагарджуна, Чандракирти, Шанкара, понятие времени.Аннотация
статье на материале трактата Нагарджуны (II–III вв.) «Мула-мадхьямака-карика» и комментария Чандракирти (VII в.) «Прасаннапада», трактатов Васубандху (IV в.) «Абхидхармакоша» и Асанги (IV в.) «Абхидхарма-самуччая», комментария Шанкары (IX в.) к «Брахма-сутрам» Бадараяны (II в.) и трактата Садананды (XV в.) «Ведантасара» анализируется фундаментальное различие в понимании онтологии времени между буддийской махаянской школой мадхьямака и брахманистской школой адвайта-веданта. В мадхьямаке время – результат деятельности сознания, помраченного
аффектами (kleśa), и потому считается только ментальным конструктом, не имеющим референта в реальности. В истинной реальности времени не существует, так как оно предполагает различие прошлого, настоящего и будущего. Но любые различия, согласно махаяне, порождаются аффектами, а истинная реальность свободна от них. Различия, включая и различие трех времен, существуют только в сансарическом сознании. Иными словами, для буддизма махаяны время – только эпистемологический феномен. В адвайта-веданте время имеет ненулевой онтологический статус. Единственной истинной реальностью является Брахман, а эмпирически наблюдаемый мир изменчив и потому не может считаться совершенно реальным. Но, будь он нереален, он не мог бы скрывать собой Брахман и проявляться в индивидуальном сознании как неведение. Поэтому и время как один из его аспектов относительно реально и существует не только в индивидуальном сознании, но и вне его как часть майи – творящей силы Брахмана. Преодоление неведения – это проникновение к истинно реальному Брахману через скрывающий его изменчивый (то есть временной) мир.
Опубликован
Версии
- 2025-02-07 (2)
- 2022-12-31 (1)