Мадхьямака и адвайта-веданта об онтологии времени

Авторы

  • С.Л. Бурмистров Институт восточных рукописей РАН, Санкт-Петербург, 191186, Дворцовая наб., д. 18А.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-168-179

Ключевые слова:

религиозно-философские системы древней и средневеко­вой Индии, буддизм, махаяна, мадхьямака, адвайта-веданта, Нагарджуна, Чандракирти, Шанкара, понятие времени.

Аннотация

 статье на материале трактата Нагарджуны (II–III вв.) «Мула-мадхьямака-карика» и комментария Чандракирти (VII в.) «Прасаннапада», трактатов Васубандху (IV в.) «Абхидхармакоша» и Асанги (IV в.) «Абхидхарма-самуч­чая», комментария Шанкары (IX в.) к «Брахма-сутрам» Бадараяны (II в.) и трактата Садананды (XV в.) «Ведантасара» анализируется фундамен­тальное различие в понимании онтологии времени между буддийской ма­хаянской школой мадхьямака и брахманистской школой адвайта-веданта. В мадхьямаке время – результат деятельности сознания, помраченного
аффектами (kleśa), и потому считается только ментальным конструктом, не имеющим референта в реальности. В истинной реальности времени не существует, так как оно предполагает различие прошлого, настоящего и будущего. Но любые различия, согласно махаяне, порождаются аффекта­ми, а истинная реальность свободна от них. Различия, включая и различие трех времен, существуют только в сансарическом сознании. Иными сло­вами, для буддизма махаяны время – только эпистемологический феномен. В адвайта-веданте время имеет ненулевой онтологический статус. Един­ственной истинной реальностью является Брахман, а эмпирически наблю­даемый мир изменчив и потому не может считаться совершенно реальным. Но, будь он нереален, он не мог бы скрывать собой Брахман и проявлять­ся в индивидуальном сознании как неведение. Поэтому и время как один из его аспектов относительно реально и существует не только в индивиду­альном сознании, но и вне его как часть майи – творящей силы Брахмана. Преодоление неведения – это проникновение к истинно реальному Брахма­ну через скрывающий его изменчивый (то есть временной) мир.

Опубликован

2022-12-31

Выпуск

Раздел

Философия Индии

Как цитировать

[1]
2022. Мадхьямака и адвайта-веданта об онтологии времени. Вопросы философии. 12 (Dec. 2022), 168–179. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-12-168-179.