«Фауст-кантата» Альфреда Шнитке и философия полистилистики
Аннотация
Для Альфреда Шнитке (1934–1998), представителя советского музыкального авангарда, история Фауста была жизнеопределяющим текстом. Особенно важную роль в его биографии сыграл роман «Доктор Фаустус» Томаса Манна, который стал своего рода энциклопедией жизни и творчества композитора. В романе Манна отражена философия музыки писателя, на которую большое влияние оказали размышления Теодора Адорно о современной музыке. Шнитке считал главного героя романа Леверкюна своим музыкальным alter ego и на протяжении всей своей жизни следовал музыкальным изысканиям этого выдуманного композитора. В данной статье параллельно описывается музыкальная эволюция главного героя романа Леверкюна и самого Шнитке. Советский композитор повторял процесс музыкальных поисков Леверкюна: главные характеристики и основные элементы музыки Шнитке, такие как сериализм, монограмма и полистилистика, были точным отражением экспериментов Леверкюна. Рассматривая жанровые характеристики «Фауст-кантаты» Шнитке и анализируя ее музыкальную и метамузыкальную структуру, автор статьи разъясняет сущность полистилистики композитора, а также его философию музыки. Для Шнитке музыка была не столько подражанием природным звукам, выражением человеческих чувств и эмоций или представлением абсолютной гармонии, сколько некой знаковой системой, где осуществляется свободная перекличка музыкальных и внемузыкальных форм, присутствуют метамузыкальные размышления о музыкальных языках, игры разума на богатом музыкальном материале. Реализацией этой философии музыки Шнитке и явилась «Фауст-кантата» – вершина его музыкальной эволюции, совокупность полифонических голосов не только в искусстве, но и в жизни.