Семантика и метасемантика в школе Ф. Брентано

Авторы

  • Д.Г. Миронов Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-166-175

Ключевые слова:

семантика, философия языка, теория значения, теория коммуникации, школа Ф. Брентано, Ф. Брентано, А. Марти, А. Майнонг, Э. Гуссерль

Аннотация

В статье анализируется семантическое учение основных представителей школы Ф. Брентано и проясняются характерные особенности брентанист­ской философии языка. В первом разделе выявляются специфические чер­ты функционального подхода Брентано к языку и отдельно рассматривается то, как Брентано определял коммуникативное значение выражений. Во вто­ром разделе воспроизводится схема, в согласии с которой А. Марти иссле­довал языковую коммуникацию, а также подробно обсуждается метод де­скриптивного анализа значений. На примере учения о внутренней языковой форме показывается, какое влияние дескриптивная психология оказывала на семантические исследования. На примере учения о содержании суждения демонстрируется, как Марти объяснял репрезентативные свойства выраже­ний. В третьем разделе реконструируется семантическое учение А. Май­нонга. Обсуждается, как Майнонг интерпретировал семиотику Э. Мартина­ка и как подходил к вопросу определения понятия значения. Отдельно разбирается проблема единства предложений, воспроизводится решение Майнонга. Показывается, какие изменения вносились Майнонгом в теорию значений и какое влияние на его семантическое учение оказала теория неполных предметов. Предлагается интерпретация и оценка позднего се­мантического учения Майнонга. Наконец, в четвертом разделе анализиру­ется теория значения Э. Гуссерля. Показывается, что Гуссерль различал несколько смыслов понятия значения и основным считал тот, который поз­воляет отождествить понятие значения с понятием содержания. Обсужда­ются уточнения, внесенные Гуссерлем в тезис об идеальности значений. Демонстрируется, что связанная с уточненным тезисом новая концепция анализа значений позволяет оценить семантическое учение Гуссерля как более универсальное, чем учение Майнонга.

Опубликован

2022-10-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2022. Семантика и метасемантика в школе Ф. Брентано. Вопросы философии. 10 (Oct. 2022), 166–175. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-10-166-175.